Предложения Президента России
Д. А. Медведева, сформулированные в Послании Федеральному собранию РФ по реализации национальной образовательной стратегии – инициативы «Наша новая школа»
1. Обновление государственных стандартов
В рамках данного вопроса предлагается проанализировать три группы требований стандартов нового поколения:
к результатам образования (не только знания, но и умения их применять, в том числе и в нестандартной ситуации, компетентности, связанные с задачей опережающего развития, учет специфики возрастного развития школьников, использование передовых достижений отечественной психолого-педагогической науки, а также инновационного опыта образовательных учреждений и педагогов-победителей конкурсного отбора в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» и др.);
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ.
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждой ступени школьного образования.
К личностным (ценностным) результатам обучающихся относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.
К метапредметным (компетентностным) результатам обучающихся относятся освоенные учащимися универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
К предметным результатам относятся усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.
Поэтому если раньше под образовательными результатами мы имели в виду только то, что связано с предметными результатами, то теперь мы имеем дело с операциональными, личностными результатами, определяющими мотивацию, направленность деятельности человека.
к структуре образовательных программ (соотношение обязательной части школьной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, занятия по выбору учащихся, внеаудиторная занятость учащихся и т. п.);
к условиям реализации образовательных программ (кадровые, финансовые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие достижение требуемых образовательных результатов с учетом необходимости сохранения и укрепления здоровья учащихся).
Одним из важных условий внедрения новых образовательных стандартов является обеспечение эффективной обратной связи через оценку качества образования. Поэтому целесообразно обсудить различные модели оценки качества образования при переходе с одной школьной ступени на другую, инновационные механизмы и методики оценивания, сопоставить результаты оценки качества образования в муниципалитете с областными показателями.
2. Система поддержки талантливых детей.
Развитие сети образовательных учреждений круглосуточного пребывания, очно-заочных школ для старшеклассников, специализированных школ и интернатов для детей, одаренных в какой-либо сфере деятельности. Распространение имеющегося опыта деятельности подобных учреждений. Создание системы учета детей, проявивших свои таланты в различных областях деятельности. Мероприятия, поддерживающие сформировавшийся потенциал одаренности. Расширение системы олимпиад и конкурсов школьников, различного рода ученических конференций и семинаров, слетов, летних и зимних школ и др.
3. Развитие учительского потенциала.
Система моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школ новым поколением учителей, в том числе не обязательно с педагогическим образованием, любящих и умеющих работать с детьми. Развитие и дополнение существующих конкурсов в сфере образования («Учитель года России», «Лучшие школы России», «Сердце отдаю детям», конкурсный отбор лучших учителей в рамках ПНПО и др.) на муниципальном и региональном уровнях. Создание механизма внедрения новых систем оплаты труда педагогов. Распространение инновационного опыта в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Широкое использование информационно-коммуникационных технологий. Практика сетевого взаимодействия, направленная на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку. Прохождение учителями, имеющими базовое непедагогическое образование, психолого-педагогической подготовки, освоение ими новых образовательных технологий. Новая модель аттестации педагогических и управленческих кадров, предполагающая обязательное периодическое подтверждение уровня квалификации. Обновление квалификационных требований и квалификационных характеристик учителей на основе профессиональных педагогических компетентностей. Поддержка педагогов, завершающих педагогическую деятельность в связи с выходом на пенсию: увеличение пенсионного обеспечения, привлечение к работе в качестве воспитателей, организаторов самостоятельной и внеклассной работы, консультантов для молодых учителей и учащихся.
4. Современная школьная инфраструктура.
Обновление документов, регламентирующих образовательную деятельность (нормы проектирования строительства школьных зданий и сооружений, санитарные правила и нормативы питания, требования к организации медицинского обслуживания учащихся и требования к обеспечению школьной безопасности и др.). Эффективные механизмы организации подвоза учащихся, включая совершенствование транспортных средств, повышение их безопасности. Создание адаптивной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Расширение самостоятельности образовательных учреждений, переход в новые организационно-правовые формы деятельности образовательных учреждений. Внедрение нормативного подушевого финансирования. Развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы. Модели деятельности школ ступеней обучения, обеспечивающих специфику организации образовательного процесса для младших школьников, подростков и старших школьников.
5. Здоровье школьников.
Использование здоровьесохраняющих (здоровьесберегающих) технологий, качественная организация сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников, своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни, практика индивидуального обучения, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки. Разработка программам развития здоровья школьников.